Как поставить детский мат в шахматах в 2 и 3 хода — видео руководство

Шахматная нотация. Как записывается нотация в шахматах

Ходы в шахматах записываются особым образом. Способ записи шахматных ходов называется шахматной нотацией. Существуют разные виды нотаций, однако, самая популярная и используемая – алгебраическая нотация.

Ряды в нотации обозначаются цифрами (от 1 до 8, как обозначено на левой стороне шахматной доски), столбцы – буквами (от a до h, как обозначено на нижней стороне шахматной доски). Эти цифры и буквы используются для описания того, где находится фигура на шахматной доске. На диаграмме внизу синий крест находится на поле f3, а круг – на поле c7

Обратите внимание, что сначала обозначается буква (столбец), а затем цифра (ряд)

В шахматной нотации используются определенные символы:

Символ Значение Символ Значение
Кр Король Ф Ферзь
Л Ладья С Слон
К Конь п или ничего Пешка
Взятие + Шах
x Мат
O-O Короткая рокировка O-O-O Длинная рокировка
! или !! Сильный ход ? или ?? Слабый ход
?! Рискованный ход !? Интересный ход

Ходы записываются в двух нумерованных колонках следующим образом:

1.f2-f4 e7-e5
2.f4:e5 d7-d6
3.e5:d6 Сf8:d6
4.g2-g3 Фd8-g5
5.Кg1-f3 Фg5:g3+
6.h2:g3 Сd6:g3х

В первой колонке пишутся ходы белых, во второй – ходы черных. Сначала пишется символ фигуры, которая ходит, затем клетка, на которой стояла фигура, затем дефис (-), затем клетка, на которую фигура переходит. Когда двигается пешка, символ пешки можно не указывать.

Например, 1. f2-f4 означает, что на первом ходу пешка на клетке f2 передвинулась на клетку f4. 5.Кg1-f3 означает, что конь на клетке g1 передвинулся на клетку f3. Если вам нужно обозначить ход черных без хода белых, нужно поставить многоточие перед ходом. Например: 4. … Фd8-g5 означает, что на четвертом ходу черные передвинули ферзя с d8 на g5.

: означает взятие (в международной транскрипции используется символ x), поэтому запись 5. … Фg5:g3+ означает, что ферзь черных, стоящий на g5, захватил фигуру, стоящую на g3, + означает, что на этом ходу вражескому королю был поставлен шах.

x означает шах и мат (в международной транскрипции – #), поэтому запись 6. … Сd6:g3x означает, что черный слон, стоящий на d6, передвинулся и взял фигуру на g3, и поставил мат белому королю.

Ниже приводятся диаграммы с игрой с нотацией того, что происходит на доске.

1. f2-f4 e7-e5 2. f4:e5 d7-d6
3. e5:d6 Сf8:d6 4. g2-g3 Фd8-g5
5. Кg1-f3 Фg5:g3+ 6. h2:g3 Сd6:g3х

Правила турниров

Определенные правила проведения имеют даже любительские турниры. На первый взгляд они довольно просты, но требуют от игроков аккуратности и бдительности. За их соблюдением обязаны следить судьи. Это предписывает инструкция проведения турниров.

Тронул – ходи

Это – одно из главных правил. Если игрок прикасается рукой к фигуре, он обязан ею ходить. Если же он прикасается к фигуре противника, то он должен ее взять. Если игрок тронул сразу две свои фигуры, то ходить он должен той, к которой прикоснулся первой.

Часы и Таймеры

Почти все варианты баталий предполагают фиксацию времени на обдумывание игроками передвижений персонажей. Для этого используются механические часы и электронные правила. Общие правила их использования таковы:

  • Нажимать на часы после завершения каждого хода той рукой, которой он был сделан;
  • Следить за временем соперника, не допуская его просрочки, которая фактически означает его проигрыш;
  • Ограничение по времени уточнять перед началом партии.

Это основные правила того, как играть с контролем времени.

Ценность фигур

Правила в шахматах нужно неукоснительно соблюдать. Играть рекомендуется без фанатизма, то есть, не рискуя понапрасну фигурами. На игровой доске важна каждая пешка. Ведь если в вашей армии не останется бойцов, то с кем вы пойдете в атаку для того, чтобы поставить мат. Однако ошибок в игре не избежать и иногда приходится жертвовать представителями игровой армии. Что из них отдавать – решать вам, ниже мы приведем таблицу с их ценностью:

  • Ферзь – 9 очков;
  • Ладья – 5 очков;
  • Слон и Конь – по 3 очка;
  • Пешка – 1 очко.

Очки не влияют на результат. Они лишь дают понять игроку, что он теряет, отдавая материал сопернику, и что приобретает, когда его берет. Описание всех участников настольной баталии были приведены выше.

Как защититься от детского мата?

Чтобы защититься от детского мата, достаточно совершить1 действие, которое будет нестандартным в данной ситуации. Любое смещение позиций приведет к тому, что поставить такой шах и мат так быстро не удастся.

Можно разобрать пример, когда вы все-таки допустили постановку ферзя на позицию h5. В этом случае просто переместите своего ферзя на позицию f6. Это позволит заблокировать следующие шаги противника. Да, данный способ не будет идеальным, и лучше даже не доводить до этой ситуации. Но из него можно выжать для себя быстрый положительный исход. Отталкиваясь от следующего хода, вам необходимо поставить слона на позицию c5, чтобы самому создать аналогичную ситуацию, которая может привести к ответному мату.

Если вы действуете от обороны, то всегда можно поставить и пешку на g6, чтобы атаковать белого ферзя. В любом случае, такие действия приведут к тому, что позиции соперника будут заметно слабее ваших и ему придется отступать. При этом, защита пешкой на g6 возможна только в случае, если с самого начала партии ваш конь стоит на позиции c6.

Есть и другие варианты защиты. Вы можете нестандартно сыграть на первом ходу. Не обязательно отвечать белой пешкой e2-e4, движением своей пешки. Всегда можно начать с других фигур. Вариативность шахмат достаточно высокая, чтобы при правильной защите сделать шахматную партию более интересной и разнообразной.

Так что такой ситуации очень легко избежать, если правильно анализировать позиции соперника и создаваемые им комбинации.

Обратите внимание на видеоурок, в котором мы разбираем эту разновидность постановки мата

Идея детского мата

Шахматного короля в игре защищают различные фигуры. Если мы посмотрим на доску, то убедимся, что в начальной позиции король стоит в окружении своих помощников – ферзя, слона, пешек. И каждая клетка доски около него (шахматисты называют их полями) так же под их неусыпным надзором. Но если вы немного знакомы с правилами, заметите, что одно из полей рядом с королями– f2 (у белых) и f7 (у черных) защищает только король. Шахматисты называют эти поля слабыми, ведь в случае нападения защитники могут не успеть на подмогу.

Идея детского мата заключается в том, чтобы напасть на слабый пункт. Если играть неправильно, партия очень быстро закончится. Классический детский мат ставится в 4 хода. Атакующая сторона нападает быстроходными ферзем и слоном. Последовательность ходов при детском мате отражена в шахматной нотации:

e4 e5 — означает, что белая пешка пошла на поле e4, а черная на e5.

Фh5 Кc6 — белый ферзь пошел на поле h5, черный конь – на поле c6.

Сc4 Кf6?? — белый слон пошел на поле c4, черный конь – на поле f6. Два вопросительных знака при записи партии означают, что это очень плохой ход.

Ф:f7x Белые съедают пешку на f7 и ставят мат.

Второй и третий ход белых можно поменять местами, это не имеет значения, главное – и слон и ферзь атакуют поле f7. Некоторые игроки считают, что детский мат ставится в 3 хода, т.к. черные не сделали четвертый ход. Но все-таки правильней называть его матом в 4 хода.

Черными мат ставится в такой же позиции, только в зеркальном ее отображении.

Существует еще один вариант детского мата (его еще часто называют дурацким матом):

1.f3 (либо f4) e6 — белая пешка пошла на f4, черная на e6.

2.g4?? Фh4x — белая пешка пошла на g4 – это очень плохой ход. Черные ставят мат ферзем на h4.

Получился мат в 2 хода.

Шахматист так быстро проиграл, потому что открыл слабое поле f7, которые, наоборот, необходимо максимально оберегать.

Как повысить уровень игры?

Знакомство с правилами и основами стратегии — это только начало: в шахматах столько аспектов, что не хватит и всей жизни, чтобы изучить их все! Чтобы повысить свой уровень игры, необходимо делать три вещи:

№1 — Играйте

Продолжайте играть! Играйте как можно больше. Нужно извлекать уроки из каждой игры, независимо от того, победили Вы или проиграли.

№ 3 — Получайте удовольствие

Не унывайте, если у Вас не получается выиграть во всех партиях сразу. Все проигрывают — даже чемпионы мира. Если Вы получаете удовольствие от игры и умеете извлекать уроки даже из проигранных партий, шахматы всегда будут приносить Вам удовольствие!

Цель игры

Многие наши читатели задают вопрос, как научиться играть в шахматы в короткий срок. Ответ на него очевиден. Главное – понять суть и основную цель – поставить мат королю соперника. Эта ситуация означает, что королю на доске некуда отступать – нет ни свободных клеток в зоне его передвижения, ни других укрытий. Матование означает захват армии противника и соответственно – победу над соперником, который заканчивает игру своим поражением.

Кроме того, начинающим шахматистам предстоит узнать:

  • Как расставлять;
  • Какую позицию занимает король на доске и как его правильно защищать;
  • Удачный шахматный ход;
  • Роль пешки в шахматах.

Популяризацией этих настольных баталий в нашей стране и во всем мире занимается международная организация ФИДЕ. Ею проводятся любительские соревнования, в том числе и для новичков, позволяющие получить не только небольшой денежный выигрыш, но и бесценный опыт в этой интеллектуальной баталии с реальным противником. Регулярная практика позволит вам находить правильный выход даже из безвыходных на первый взгляд ситуациях, научиться виртуозно ставить мат, с достоинством выигрывать и проигрывать

Как пишутся ходы в шахматах

Шахматная нотация (от лат. notatio — записывание, обозначение) — система условных обозначений, применяемых для записи шахматной партии или положения фигур на шахматной доске.

В большинстве стран принята алгебраическая нотация. Впервые она была предложена ещё в 1616 году в книге немецкого герцога Августа Младшего (псевдоним — Густавус Селенус).

В следующем столетии её разработал Филипп Стамма, и, наконец, в современном виде она появилась в книге, изданной в Германии в 1784 году Гиршелем.

Шахматы, расставленные в начальное положение.

Горизонтали нумеруются цифрами от 1 до 8 от белых к чёрным, вертикали — латинскими буквами от a до h от ферзевого фланга к королевскому. Например, в начальной расстановке белый король стоит на поле e1.

Фигура Русское сокращение Английское сокращение

Пешка п или ничего p (pawn) или ничего

Полная запись ходов

Запись хода состоит из таких компонентов:

  1. (опционально) Многоточие (…) — знак хода чёрных.
  2. Тип фигуры, которая ходит (король, конь и т. д.)
  3. Поле, с которого сделан ход.
  4. Для взятия в международной нотации применяется крест или буква x, в русской двоеточие (:).
  5. Поле, на которое сделан ход.
  6. Если пешка совершила превращение, после целевого поля указывается фигура, которой она стала.
  7. Для шаха — знак плюс (+). Для двойного шаха — двойной плюс (++). Для мата — знак умножения (×) в русской нотации и решётка (#) в международной. Изредка встречается знак «=» для ничьей.
  8. Комментарии к ходу. ! или !! для сильного хода, ? или ?? для слабого, ?! для рискованного, !? для интересного хода.

Например, в русской нотации детский мат записывается так:

Та же партия в международной нотации:

Рокировка в длинную сторону записывается как 0—0—0, в короткую как 0—0. Некоторые форматы компьютерной записи ходов требуют обозначать рокировку как «O-O-O», с буквой «O» вместо нуля.

Сокращённая запись ходов

Пропускаются исходное поле и тире. Та же партия в сокращённой русской нотации выглядит так:

Если такая нотация не записывает ход однозначно, добавляется одна из координат исходного поля, например, Лae1 или К3c4.

Взятия пешек записываются как cd или (если есть варианты) как cd4.

В международной нотации

Просто пишутся исходный пункт, знак взятия (если есть) и пункт назначения. Например:

Иногда пропускают и знаки взятия.

Реже применяется полный аналог русской нотации (4. Qxf7#).

Источник статьи: http://www.sites.google.com/site/incrediblechess/home/pravila-zapisi-partij

М Править

  •  — так иногда называют преимущество двух слонов. По Таррашу: разница в силе между слоном и конём; размен слона на коня.
  • Мат — в шахматах ситуация, когда король находится под шахом и нет возможности этого шаха избежать.
    •  — мат на крайних вертикалях (горизонталях), который ставится тяжёлыми фигурами (двумя ладьями, ладьёй и ферзём, двумя ферзями).
    •  — мат, объявляемый конём, при котором матуемый король ограничен в передвижениях собственными фигурами и пешками.
    •  — мат, объявляемый ферзём, при котором матуемый король с обеих сторон ограничен собственными ладьями («эполетами») (например, белый ферзь с е6 матует чёрного короля на е8, а чёрные ладьи, соответственно, находятся на полях d8 и f8).
  • Матовая сеть — позиция, в которой король слабейшей стороны не может избежать мата ввиду того, что все возможные поля для отступления перекрыты собственными фигурами или контролируются атакующей стороной.
  • Матч — форма шахматного соревнования, при которой 2 игрока играют между собой определённое чётное количество партий (6,12,24,48 и т. д.) до выявления победителя. Победителем считается игрок, набравший по итогам матча большее количество очков, чем его оппонент.

Чаще всего матчевая система применяется в претендентских соревнованиях и для выявления Чемпиона мира.

  • Миниатюра — 1) партия, выигранная уже в дебюте или в начале миттельшпиля (то есть не более, чем в 20-25 ходов) в результате грубых ошибок проигравшей стороны; 2) шахматные задачи или этюды с небольшим количеством участвующих фигур (не больше семи, включая королей).
  • Мишень — фигура или поле, которые являются объектом комбинации или атаки.

Нотация – запись шахматной партии

Нотация – это схема условных знаков, предназначенных для записи шахматной партии, которую должны знать даже начинающие игроки. Это необходимо для того, чтобы научиться:

  • Самостоятельно записывать игровые партии;
  • Читать и понимать специальную литературу;
  • Играть «в слепую»
  • Разбирать уже сыгранные партии с целью их анализа и работы над ошибками.

Подробное описание каждой партии на листе бумаги позволит вам анализировать свои победы и поражения. Существует несколько видов шахматных нотаций. Чаще всего используется алгебраическая. Разобрать с ней помогут приведенные фото. На них можно увидеть, что доска состоит из 64 клеток, каждая из которых имеет свое условное обозначение.

Свое обозначение имеет и каждый персонаж:

  • Кр (К) – король;
  • Ф (Q) – ферзь;
  • Л (R) – ладья;
  • К (N) – конь;
  • С (C) – слон;
  • П (p) – пешка.

Далее следует познакомиться с системой знаков, в том числе и означающих результаты игры. Вот основные из них:

  • + — шах;
  • ++ — двойной шах;
  • # — мат;
  • Х – взятие фигуры;
  • 0-0 – рокировка;
  • !! – отличный ход;
  • ?? – грубая ошибка и т.д.

Основные термины записи игровой партии должны знать даже начинающие шахматисты. Они позволят самостоятельно разрабатывать удачные стратегии, гарантирующие победу в игре.

Краткая шахматная нотация

В данном виде нотации клетка, на которой стояла фигура, опускается, и указывается только клетка, на которую фигура перешла. Если пешка совершает взятие, то указывается столбец, на котором эта пешка стояла.

На диаграмме внизу обе белые ладьи могут передвинуться на d1. Чтобы обозначить, какая из них передвинулась, обозначается столбец, на котором стояла ладья.

На следующей диаграмме изображено, что ладья с f1 передвинулась на d1. Это обозначается так: Лfd1.

Иногда может быть так, что обе фигуры на одном и том же ряду могут передвинуться на одну и ту же клетку.

На диаграмме внизу обе ладьи могут встать на клетку d5. Чтобы обозначить, какая ладья передвинулась, обозначается ряд, на котором стояла ладья.

На следующей диаграмме изображено, что ладья на седьмом ряду передвинулась на клетку d5. Это обозначается так: Л7d5.

Вот как игра, показанная сверху, была бы записана с помощью краткой шахматной нотации:

1. f4 e5 Белая пешка двигается на f4, черная пешка двигается на e5.
2. f:e5 d6 Белая пешка в столбце f берет пешку на e5. Черная пешка двигается на d6.
3. e:d6 С:d6 Белая пешка в столбце e берет пешку на d6. Черный слон берет пешку на d6.
4. g3 Фg5 Белая пешка двигается на g3. Черный ферзь двигается на g5.
5. Кf3 Ф:g3+ Белый конь двигается на f3. Черный ферзь берет пешку на g3 и ставит шах белому королю.
6. h:g3 С:g3х Белая пешка в столбце h берет ферзя на g3. Черный слон берет пешку на g3 и ставит шах и мат.

При начальном расположении фигур на шахматной доске, существует восемь способов поставить мат за два хода, и 355 способов поставить мат за три хода

Источник статьи: http://www.learnchess.ru/rules/notation/

Первый вариант детского мата

Это один из классических способов, в котором вам предстоит играть белыми фигурами и нападать на соперника.

Инструкция: 1 ход – это движение пешки с е2 на е4. После этого черные отвечают пешкой на e5. Второй шаг предусматривает движение слоном на c4. В ответ черные ставят коня на c6. Если все разворачивается по такому сценарию, то для вас ситуация складывается благоприятно.

Для начинающих шахматистов такая схема не вызывает никакого подозрения. А вот следующий ход должен быть обязательно выполнен белым ферзем на h5! Это позволит создать угрозу, в этом и есть основная идея. 

Стоит ожидать ошибки соперника, который должен поставить своего второго коня на f6. В этом случае вы можете воспользоваться быстрым матом, поставив своего ферзя на позицию f7, на этом партия заканчивается.

Большинство молодых игроков допускают важную ошибку – они используют второго коня или перемещают пешку с позиции d7 на d6.

Данный вид называется матом в 3 хода, хотя он ставится ферзем только на 4-м. Но название прижилось, поэтому способ считается детским матом в три хода.

Защита от детского мата

Как избежать мата в партии? Необходимо внимательно следить за ходами противника – и в случае угроз – немедленно предпринимать меры по защите. Расскажите ребенку, что ферзь очень сильная фигура и выводить его в начале партии ошибочно, ведь он сразу подвергнется атаке со стороны других фигур. Если соперник рано вывел ферзя, чтобы поставить вам мат, необходимо этим воспользоваться – можно напасть на него и заодно предотвратить мат.

Кроме хода ферзь f6, черным могут сходить пешкой g6 с нападением на ферзя белых. Такой вариант подойдет, если черная пешка e5 под защитой (конь стоит на c6 либо пешка на d6). Белые хотели поставить мат, а в итоге им придется спешно убегать, чтобы не лишиться ферзя. Позиция у черных стала лучше, чем у белых. Существуют и другие способы защититься.

Начало игры

Перед игрой доска устанавливается так, чтобы в нижнем правом углу у каждого игрока была белая (или светлая) клетка. Затем фигуры расставляются на доске каждый раз на одни и те же клетки. Второй ряд занимают пешки. Ладьи стоят по углам, далее рядом с ними — кони, после коней — слоны, затем ферзь ставится на клетку того же цвета, что и он сам (белый ферзь на белую клетку, чёрный ферзь на чёрную), и, наконец, король занимает место на оставшейся клетке.

Игрок, у которого белые фигуры, всегда ходит первым, поэтому, чтобы всё было честно, нужно играть то белыми, то чёрными фигурами по очереди. На каждом своём ходе игрок может сходить одной из своих фигур (за исключением одного особенного хода). После Вашего хода, наступает ход соперника. И так далее игроки ходят по очереди до тех пор, пока один из королей не будет захвачен… либо пока вся Ваша армия не будет израсходована!

Краткие правила и тонкости игры в шахматы

На первый взгляд правила шахмат кажутся сложными, но это только на первый взгляд.

Также очень важно познакомить малыша с тем, как ходят фигуры.  Дальше уже дело техники. С помощью хождения фигур и составления  их комбинаций нужно постараться поставить королю шах и мат

Рассмотрим, какие фигуры есть на доске, какова их цена и как они ходят:

  • пешка – 1 очко, ходит только вперед, в первый ход может пойти на 1 или 2 клетки, а при достижении вражеской первой горизонтали становится любой фигурой;
  • конь – три очка, ходит буквой Г;
  • слон – три очка, ходит по диагонали на любое количество клеток;
  • ладья –пять очков, ходит назад, вперед и вбок на любое количество клеток;
  • ферзь – девять очков, ходит по горизонтали, вертикали и диагонали на любое количество клеток;
  • король – нет цены, если его съедают, игра заканчивается, может ходить по горизонтали, вертикали и диагонали на 1 клетку.

В шахматах есть много хитрых и умных ходов и их комбинаций, такие как рокировка, например. При ней ладья занимает место короля, а тот в свою очередь передвигается на две клетки к ладье.

Четыре важных момента, необходимые каждому юному гроссмейстеру:

  • важнейшая фигура в шахматах – это король, ее нужно тщательно охранять;
  • желательно скорее получить контроль над минимум половиной игральной доски;
  • следите за тем, чтобы каждая фигура находилась под защитой;
  • перед тем как сделать ход, подумайте на несколько ходов вперед, какие ходы дальше сможет предпринять противник.

Вот такие основные базовые правила игры, которые понадобятся вам на самых начальных этапах. А уже потом вместе с тренером или на собственном опыте и самообучении откроются и будут освоены хитрые приемы и техники для достижения победы в игре и победы над самим собой!

В завершении статьи о самой умной игре — шахматы, предлагаем немного отдохнуть и посмотреть умный мультфильм про Фиксиков и… шахматах:

Читайте и другие статьи о настольных играх:

Крестики-нолики, или Ошки и Хэшки

Книга «»

Таким образом, научиться играть в шахматы не очень сложно. Шахматы для детей – это действительно очень увлекательно и полезно!

С любовью,

Людмила Поцепун.

Э Править

  • Эстетика шахмат — способность шахматной игры доставлять эстетическое удовольствие (красота и парадоксальность возникающих в ходе игры позиций, красота замысла, красота отдельного хода или партии в целом, красота борьбы и т. п.).
  •  — разновидность шахматной задачи (этюда), в ходе решения которого пешка из первоначального положения ход за ходом движется в ферзи.
  • Эндшпиль — заключительный этап шахматной партии.
  • Этюд шахматный — произведение шахматной композиции, искусственно составленная позиция, в которой необходимо найти единственно верный путь (как правило, неочевидный, парадоксальный) для достижения поставленной задачи (достижение выигрыша или ничьей).

Ограничение пространства

Когда на доске остается одинокий король против короля, слона и коня противника, план действий обеих сторон акцентирован на центре поля, только с разной задачей:

  • Сильнейшей стороне необходимо ограничивать пространство короля, оттесняя от центра
  • Слабой стороне, наоборот, требуется как можно дольше задерживаться в центре поля.

Одинокий король не способен сопоставить себя централизованной силе нескольких фигур и вынужден будет отступить от центра в течении 10 ходов.

Однако, опытный шахматист, играя слабой стороной, всегда будет стремиться в угол, не соответствующий требованиям для мата, тем самым обезопасит своего короля. Перевод одинокого короля в необходимый угол происходит достаточно просто:

  1. К f7+ Кр g8
  2. С g6 Кр f8
  3. С h7 Кр е8
  4. К е5! Кр d8
  5. Кр е6 Кр с7
  6. К d7! Кр b7
  7. С d3! (черный король попался в сторону белого угла) Kp c6
  8. С с4 Кр с7
  9. С d5 Кр d8
  10. Кр d6 Кр е8
  11. С е6 Кр d8
  12. С f7 Кр с8
  13. К с5 Кр d8
  14. К b7+ Кр с8
  15. Кр с6 Кр b8
  16. Кр b6 Кр с8
  17. С е6+ Кр b8
  18. К с5 Кр а8
  19. С d7 Кр b8
  20. К а6+ Кр а8
  21. С с6#.

Допустим, на четвертом ходу черные решили подольше задержать короля в районе угла h8, в таком случае:

  1. … Кр f8
  2. К d7+ Кр е8
  3. Кр е6 Кр d8
  4. Кр d6 Кр с8
  5. С g6+ Кр d8
  6. С f7 Кр с8
  7. K c5 и далее по вышеуказанному алгоритму.

В конечном итоге принудительная передислокация одинокого короля в нужный угол будет достигнута.

Н Править

  • Ничья — результат шахматной партии, в которой никто из игроков не смог одержать победу. За ничью каждый игрок получает по пол-очка.
  •  — принцип соревнований (в том числе на первенство мира), при котором в дальнейший круг проходит победитель каждой из пар, определённых жеребьёвкой. Причём сначала играются партии с классическим контролем, затем (если победитель не определился) — в быстрые шахматы, затем (если и рапид не определил победителя) — блиц. Если по итогам этих состязаний не выявлен победитель, то в последнее время используется система армаггедон — система, при которой по жеребьёвке одной стороне будет дано на партию 5 минут, а другой — 4 минуты. Если итогом этой партии является ничья, то победа засчитывается игроку, имевшему изначально меньшее количество времени. Если же итогом является победа одной из сторон, то итоговый результат выставляется соответственно результату сыгранной партии.

Как помочь ребенку запомнить детский мат

  • Объясните ему, что значит термин — слабые поля в шахматах, приведите примеры таких полей. Почему f2 и f7 называют слабыми? Какие фигуры их защищают?
  • Покажите на шахматной доске, как можно сделать детский мат белыми и черными фигурами (следуя советам из статьи)
  • Начните отрабатывать технику — пусть ребенок поставит вам детский мат белыми, а потом и черными фигурами. Делайте слабые ходы, пусть несколько раз обыграет вас без сопротивления. Главное – чтобы понял идею и примерную последовательность вывода фигур.
  • . Пусть ребенок ставит вам мат белыми, а вы сопротивляйтесь, делайте защитные ходы. Малышу очень полезно искать варианты в новых позициях. Не забудь сменить цвет фигур – теперь пусть атакует черным цветом.
  • Поменяйтесь ролями – вы ставите мат, а ребенок защищается. Так же отработайте эту технику и белым, и черным цветом.

Не ругайте ребенка, если у него не получается сразу мат или не выходит эффективно защититься. Будьте терпеливы, даже если малыш постоянно делает ошибки. Как только он поймет идею и освоит новый навык – все проблемы исчезнут, а в шахматы он станет играть намного сильнее.

То, как сделать детский мат, показано в следующем видео.

Основная стратегия

Есть четыре простые вещи, которые должен знать каждый шахматист:

№ 1 Защищайте своего короля

Переведите своего короля в угол доски, обычно там он в большей безопасности. Не откладывайте рокировку. В основном, следует делать рокировку как можно раньше

Помните: не важно, насколько Вы близки к тому, чтобы объявить мат королю соперника, если Вашему королю первому объявят мат!

№ 2 Не отдавайте фигуры просто так

Не проигрывайте свои фигуры просто так! Каждая фигура ценна. Вы не сможете выиграть партию без фигур, которые должны поставить мат. Существует простая система, при помощи которой большинство игроков определяют относительную ценность каждой фигуры:

  • Пешка — базовая единица
  • Конь стоит 3 пешки
  • Слон стоит 3 пешки
  • Ладья стоит 5 пешек
  • Ферзь стоит 9 пешек
  • Король бесценен

В конце игры эти очки ничего не значат — это лишь система, которую Вы можете использовать для принятия решений во время игры. Она помогает Вам понять, когда лучше брать, разменивать или делать другие ходы.

№ 3 Контролируйте центр

Вам нужно стараться контролировать центр доски своими фигурами и пешками. Если Вы контролируете центр, у Вас будет больше места для продвижения Ваших фигур. При этом сопернику будет сложнее найти хорошие поля для своих фигур. В приведённом ниже примере для контроля центральных клеток белые делают хорошие ходы, а ходы чёрных — плохие.

№4 Используйте все свои фигуры

В приведённом выше примере белые задействовали в игре все свои фигуры! Ваши фигуры бесполезны, пока они застряли на первой горизонтали. Постарайтесь развить все свои фигуры так, чтобы собрать больше сил для атаки на короля соперника. В игре с достойным соперником атака на короля одной или двумя фигурами не сработает.

Варианты шахмат

Как научиться играть в шахматы мы разобрались, теперь переходим к разным вариантам этих интеллектуальных игровых баталий.

Классика

Классическая игра имеет определенные ограничения во времени. Длительность партии составляет не менее часа. Именно столько времени выделяется игрокам на то, чтобы обдумать перемещения и выиграть противника. Чаще всего контроль выставляется на полтора часа, в течение которых игрокам нужно сделать 40 ходов. Далее возможны варианты:

  • 30 минут до конца настольной битвы;
  • Плюс 20 минут за каждый сделанный удачный ход и т.д.

Если мат до окончания максимального времени партии не поставлен, объявляется ничья.

Пуля

В этом варианте действуют все правила классики, но временной контроль значительно ужесточен. На обдумывание каждому игроку выделяется время от 10 до 60 секунд. За каждый выполненный ход участникам партии добавляются не минуты, а секунды.

Блиц

Блиц шахматы тоже имеют временной регламент. На обдумывание каждого хода игрокам выделяется не более 5 минут. Это самая популярная игра в шахматы на спортивных соревнованиях. Проходит она довольно быстро, требуя от игроков собранности и максимальной концентрации внимания на игровом поле.

Шахматы – 960 (Фишера)

Правила для этого варианты – стандартные. От классики они отличаются главным образом начальной позицией на крайних горизонталях. Раскладка выполняется случайным образом, выбранным из 960 возможных. Все остальные правила будут похожи на классический вариант. Это касается:

  • Рокировки;
  • Взятия на проходе;
  • Признания ничьи;
  • Шаха и мата.

Основным отличием является разнообразие вариантов начала партии. Далее партия идет по стандартным правилам с ограничением по времени.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector